Кирильон

сайт Кириллова Вадима Евгеньевича

Образы давней истории. Старый Пекин и Великая стена

       

«Златая предо мной палата, 
резьбой покрытый потолок,
в ладони бронзовой архата –
прекрасный яшмовый цветок.
Великий Мир пусть воцарится
пускай не знает войн страна
Ведь «радужная колесница»
драконами запряжена».

Линь Хун
«Дворцовые строфы»
Эпоха Сун

Образы давней истории. Старый Пекин и Великая стена

 

        Пекин – не самое популярное у наших соотечественников китайское направление.

        Дело, вероятно здесь в том, что воспринимается он как нечто весьма доступное, на экранах телевизоров в смоге часто мелькающее, и менее интересное, чем Гонконг, Шанхай или горы Аватар. Однако, город это любопытный, и по числу сохранившихся памятников старины и старых сооружений в Китае явно не имеющий себе равных.

        Для начала маленькая справка: население Пекина с пригородами составляет 23 миллиона человек, и это много даже для Поднебесной. Столицей всей Китайской империи он был с XV века, и его название Беджинг так и переводится «Северная столица». Южной столицей являлся Нанкин, о котором упоминалось в моём электронном очерке «Шанхай, китайская мечта…2016 г».

        Центр мегаполиса был выстроен в старые времена (в XV веке) в виде огромного прямоугольника, ориентированного по основным частям света, с улицами, пересекающимися под прямым углом. Он преимущественно одноэтажный старый, представляет собой плотную застройку заурядных домов серого кирпича под серой черепицей и оконными рамами, выкрашенными в кирпично-красный цвет. Высотных зданий в нём не было – возбранялось строить дома выше императорского дворца. Во внутренней части старого города размещается Запретный город, площадь Тяньаньмэнь и несколько парков с озерами. Центр по периметру окружают линии кварталов с высотками и небоскребами деловых центров. Далее к периферии следуют современные жилые кварталы, и в западной части – Олимпийская деревня 2008 года.

        За исключением старых сооружений, в Пекине, пожалуй, и смотреть-то особенно не на что, хотя новая застройка может быть по-своему привлекательной и притягивать взор (например, огромный купол Пекинского оперного театра среди искусственного озера и олимпийские сооружения). Остановлюсь на тех старых архитектурных шедеврах, которые действительно стоит осмотреть и которые могут удивить, вероятно, всех без исключения.

        Запретный город – это то, что захватывает воображение в первую очередь. По первым ощущениям, он выглядит странным, пустынным, каким-то неживым, несмотря на довольно многочисленных туристов. Он до сих пор сохранил дух «запретности» для простых смертных: строился этот удивительный комплекс исключительно для Священной особы Императора и его близкого окружения. Впечатление необычности возникает также от его внушительных размеров и огромных разделяющих здания светлых площадей, лишённых любой растительности. По-китайски его название звучит как Зи Жин Чен –«Пурпурный Запретный город за стеной».

        Говорят, что сады не разбивали в запретном городе специально, чтобы в них не могли укрыться злоумышленники и заговорщики. Вопрос об опасности насильственного отнятии жизни императоров стоял остро – некоторые старые династии (а их в Китае было много) заканчивались на первом же их представителе.

        Ещё одно ощущение от Запретного города – его величия и сиятельности, настоящего Имперского центра, отделённого от всего обыденного места обитания Полубога, Сына Неба (всего 23 Небесных сына и одна дочь были хозяевами Запретного города).

        Пекин – древний город, который стал региональным центром впервые ещё во времена чжурчжэней (середина XII в, назывался Яньзин) и монгольской династии Юань (с 1271 года, г. Ханбалык). Степные завоеватели понастроили в нём великолепных дворцов, в которых быстро изнежились, погрязли в роскоши и менее чем через 100 лет были сметены народным восстанием. Лидер повстанцев Чжу Юаньчжан основал следующую династию Мин. Один из его многочисленных сыновей ЧжуДи (о нём расскажу чуть подробнее, когда упомяну о Могиле Императора) получил в управление северную провинцию Янь с центром в разрушенном Ханбалыке, который был переименован в Бейпин («Спокойный север»). ЧжуДи показал себя талантливым военачальником и организатором. Спустя некоторое время, когда после некоторых драматических событий он заполучил трон (по сути, узурпировал его), началось строительство Запретного города. Это была грандиозная стройка, длившаяся 15 лет (до 1421 года) с привлечением в качестве рабочих и мастеров около миллиона человек. Мрамор для дворцов привозился за 70 км, и в том числе блоки весом до 250 т (!), а большие стволы ценных пород деревьев за сотни километров из далекой Сычуани у подножия Тибета. Со строительством дворцовых сооружений, столица была перенесена из Нанкина в Бейпин, переименованный в Беджинг. ДжуДи объявил начало новой эпохи Юнлэ, «Вечного счастья», и так же начали называть этого императора. С тех пор, со времени окончания строительства 500 лет Запретный город был резиденций императоров Мин и Цин.

        Здания в Запретном Городе построены в традиционном стиле – вытянутые прямоугольники под изогнутыми черепичными крышами. В раскраске стен и колонн преобладает красный, а крыш желтый (золотистый). Желтый цвет считался символом земли и имперской власти, красный – почёта и богатства. Жёлтые шёлковые одежды носил только император, остальным это делать запрещалось под страхом смерти.

        Крупных дворцов в Запретном Городе несколько, они носят красивые названия (Зал Высшей Гармонии, он же Тронный, Дворец Небесной чистоты, зал Единения и Мира, Зал Земного спокойствия, Павильон Дождя и Цветов, Павильон Жёлтого Журавля, Дворец Мира и Долголетия) и выстроены вдоль меридиональной осевой линии, указывающей на Полярную («Пурпурную» у китайцев) звезду. Кроме, того, по обе стороны от них находится множество строений подобной формы, но поменьше. В целом в Городе почти тысяча зданий и 8707 комнат, и это было сделано для того, чтобы убийцы не сразу могли выяснить, где почивает Сын неба. Кроме императора и евнухов, ни один мужчина в Запретном городе не имел права оставаться на ночь: таких граждан сразу излавливали и казнили (это и понятно: как бы ничего не вышло с наложницами).

        Дворцы находится внутри квадратной формы крепости с крепостными стенами цвета красной охры высотой 10 м и длиной 3800 м, с четырьмя башнями по углам. Стены с наружной стороны окружены широким рвом с водой. Ещё один канал с дугообразными мраморными мостами находится в самом Запретном городе. В крепость можно войти через несколько ворот: с юга Тяньаньмэнь («Небесного спокойствия»), украшенными портретом Мао, с севера через Ворота Божественной мощи, с запада и востока сквозь ворота Славы.

        В таком запертом со всех сторон городе император мог почувствовать себя пленником. С другой стороны, за стенами можно было не опасаться народных бунтов – только своих царедворцев. Запретный город захватывался три раза – повстанцами в 1644 г, маньчжурами в том же году и англо-французами во время Второй опиумной войны в 1860 г.

        Любопытно, что Опиумные войны (первая и вторая) не имели аналогов в мире ни до, ни после. Суть их состояла в том, что английские джентльмены, имея в виду большие барыши от торговли опиумом, без зазрения совести поставляли его в огромных количествах в Китай из Бенгалии контрабандой, немало не смущаясь массовым вымиранием местного населения. Вторая известная хищница того времени, Франция, в надежде выловить свою большую рыбу в мутной водице, ввозила опиум из Индокитая (Вьетнама). Оно и понятно – джентльменские привычки и «свобода, равенство, братство» ограничивались исключительно границами этих государств и совершенно не касались второсортного эксплуатируемого населения других стран.

        Конечно, китайские власти были категорически против бессовестного ограбления и уничтожения своих граждан, но нагло-напористые колонизаторы окружили восточное побережье Китая военными флотами, которые заходили и в крупные реки (Янцзы). Посредством пушечных обстрелов, военных действий и угроз были навязаны неравноправные договоры, согласно которым Китай выплатил агрессорам многомиллионные контрибуции серебром, открыл несколько портов для свободной торговли и отдал англичанам остров Гонконг в «вечное пользование».

        Россия примерно в то же время присоединила левобережье Амура, пользуясь неопределённостью Китайской границы на севере и отсутствием там постоянного китайского населения. Примечательно, что произошло это культурно, без угроз и военных действий и было закреплено Айгунским договором 1958 года.

        К северу от Запретного города высятся два природных холма. Вершину одного из них (Цзиньшань) украшает пагода, вершину другого огромная белая буддийская ступа. Севернее и западнее холмов в обрамлении садов лежат озера парка Бэйхай – ранее все это входило в состав императорских парков, а сейчас доступно любому желающему.

        Южной длиной стороной ворота Небесного спокойствия выходят на одноименную площадь Тяньаньмэнь, самую большую в мире (880 м в длину, 500 в ширину). Из-за частого в Пекине смога она как бы плавает в голубоватой дымке и настолько велика, что обрамляющие её огромные здания (Национального музея и Дом Народных собраний) издалека не кажутся значительными.

        Должен заметить, что пекинская полиция обожает запреты, досмотры, проверки, паспортные контроли и обнюхивание собаками. Во всех наиболее ответственных местах в центре города порядок охраняют подтянутые молодцы в новенькой военной форме. Чтобы пройти на площадь Тяньаньмэнь, обязательно надо показать паспорт с визой, а граждан мало-мальски подозрительной наружности тщательно обыскивают. С самой площади вас быстренько могут выставить охранники, если приедет лидер какой-нибудь африканской страны или господин Ким Чен Ир (как это было в нашем случае). Вероятно, руководителям этим показывали ещё одну гордость Пекина – мавзолей Великого Кормчего, который находится в задней части этой грандиозной площади.

        Чтобы попасть с Тяньаньмэнь, скажем, в Национальный музей, вас ещё раз обыщут, ощупают и прозвонят, на этот раз всех граждан, даже с благообразной внешностью.

        Площадь украшают, кроме мавзолея, ещё и монумент народным героям, стела в виде высокого столба. Создан этот памятник в честь всех китайских граждан, положивших жизнь за свободу и независимость Китая, начиная с опиумных войн и кончая провозглашением КНР в 1949 году.

        Между мавзолеем и монументом две скульптурных группы (грудь вперед, флаги развеваются) символизируют вооруженную борьбу за светлое будущее, счастливую жизнь китайского народа и его достижения под руководством коммунистической партии.

        Площадь Тяньаньмэнь несколько вытянута вдоль того же меридиана, что и Запретный город, и в дальнем южном её конце заканчивается двумя старинными внушительными воротами, которые некогда были частью оборонительных крепостных стен. Ещё дальше в том же направлении следует пешеходно-торговая улица Цьянмэнь, украшенная красными фонариками и бронзовыми фигурами горожан старого времени.

        В южной части старого Пекина, в окружении обширного кипарисового парка и садов находится главный храм Китая – храм Неба, от которого и пошло название «Поднебесная». Сыном Неба был сам Император, который молился здесь дважды в год, испрашивая у богов процветания страны и хороших урожаев.

        Культовое сооружение это состоит из нескольких зданий и павильонов. Самый большой из них павильон Жатвенных молитв стоит на трёхъярусной мраморной террасе и имеет редкую для Китая округлую форму с тремя ярусами синих черепичных крыш. С наружи здание смотрится величественно и торжественно, с ощущением устремления ввысь к небесам. Внутри храм весь полый до верхней крыши, богато украшен и поддерживается огромными красными колоннами.

        По широкой и протяженной террасе можно дойти до следующих храмов комплекса – тоже круглого Павильона Небесного свода и мраморного Алтаря Неба (Жертвоприношения Небесам).

        В парке вокруг множество народа в основном среднего и пожилого возраста занимается гимнастикой Цигун (той самой, которая состоит из плавных медленных движений и помогают сохранять «правильный поток внутренней энергии» и «улучшает состояние души»), люди помоложе – акробатикой, другие поют, танцуют под музыку (всегда национальную), или хором читают псалмы. Такое приятное массовое времяпровождение заведено во всех больших городах Поднебесной. У нас такого не увидишь, а жаль: явно, китайские граждане получают удовольствие от общения, танцев и прогулок на свежем воздухе. И приходит понимание, что любят они свою страну, свою самобытную культуру, и эти парки, которые обустраивают с такой фантазией, и старые сооружения, полностью отреставрированные и тщательно оберегаемые.

        Ихэюань («Парк Безмятежного Спокойствия») и Летний Дворец китайских императоров на западной окраине Пекина и, пожалуй, лучшее место отдыха в городе. Построен он был в настоящем виде XVIII веке по повелению императора Цанлуня для его матери, вдовствующей императрицы. Комплекс дворцовых зданий, парк вокруг, озеро, каналы и весь рукотворный ландшафт выполнены согласно основным категориям китайской натуралистической философии Инь-Янь и вместе образуют одно гармоничное целое.

        Холм Долголетия высотой 60 м символизирует Янь, озеро Куньмин – Инь. Озеро существовало здесь раньше, но было значительно расширено, а грунт с его дна ушёл на насыпь холма. Это была громадная ручная работа, но в старые времена китайцам с их удивительным врождённым трудолюбием уже многое было по плечу.

        И, естественно, всё это предназначалось для отдыха императоров, а простые смертные, которые наводняют сейчас всю округу, и близко не подпускались.

        Бродить по Летнему дворцу в свое удовольствие можно целый день: взобраться на холм Долголетия к огромной круглой пагоде, пройтись вдоль берега большого озера Куньмин, прокатиться по нему на большой лодке с головой дракона, пройтись длиной крытой галерее с картинами и росписями, мимо круглого Павильона Открытого Вида по большому беломраморному мосту на остров Наньху с храмами, обогнуть холм Долголетия и посидеть в тишине рядом с прудами, в которых в изобилии водятся красные «золотые» рыбки. Вспомнить сказку Андерсена про Императора из фарфорового дворца и про его любимого дивноголосого соловья.

        Мало кто у нас знаком с китайской поэзией, а ведь, возможно, она является древнейшей в мире и насчитывает три тысячи лет. В придворных и аристократических кругах литературная муза особенно почиталась, и сами императоры не избегали стихотворчества. Поэтому понятно, что в названии сооружений Ихэюаня много лирических наименований. Вот для мостов, например: Зеркальный, Белый Шёлковый и Мост Нефритового пояса. Для садов тоже придуманы приятные названия: Сад Весны, Сад Добродетели и Гармонии. Оцените поэтические благозвучия названий павильонов и помещений: Зал Нефритовых волн, Зал Литературы, Музыкальный павильон, Терем Пекинской оперы, Зал Радости и Долголетия (в нём в свое удовольствие до преклонных лет жила императрица ЦиСи), дворец Заоблачных Высей, храм Моря Мудрости.

        Во время Второй Опиумной войны англо-французские «носители цивилизации» разрушили и разграбили дворец, в знак возмездия за убийство группы европейцев. И для того, чтобы показать, кто в Китае сейчас хозяин. Императрица ЦиСи, несмотря на бедственное положение страны и пустую казну, начала снова его отстраивать, прибрав для этого деньги, предназначенные для строительства флота. Дама она была ещё та: посадив своего племянника императора Гуаньсюя под арест, приобрела абсолютную власть, и это был первый случай в истории Китая, когда женщина управляла государством.

        Во время культурной революции комплекс снова пострадал. В последующее время проводились реставрационные работы, и получается, что большинство строений дворца являются не такими уж старыми.

        Известные гробницы династии Мин начались с захоронения любимой жены императора ДжуДи, того самого, кто перенёс столицу в Пекин и построил Запретный город. Властителю этому потомки приписывают разные благородные качества (мудрость, распорядительность), но из хроник известно, что утверждал свою власть он массовыми жестокими казнями тех, кто сомневался в его легитимности, а заодно и всех их родственников и евнухов предыдущих императоров.

        Всего в лесисто-холмистой местности вблизи горы Небесного долголетия в 50 км севернее Пекина находится 13 гробниц представителей династии Мин, из которых в порядке поддерживаются три. Обычно, посетители заезжают туда по пути на Великую стену. Центральным захоронением является гробница ДжуДи, глубоко врытая в большой покрытый лесом холм. Доступ туда строжайше запрещен, но постройки рядом (ворота, площадь, храмы, террасы) и тихий чистый парк можно посещать совершенно беспрепятственно. Заживо с императором похоронили 16 девушек-наложниц (а вот это – жестоко, замуровывать вместе с телом старикана молодых цветущих девушек). Скульптурное изображение императора Юнлэ (полноватый мужчина на троне) можно увидеть в большом храме, находящемся по входу налево. Внутри он представляет собой большую залу с высоким потолком, поддерживаемым огромными колоннами из цельных стволов огромных деревьев; здание и вся обстановка производит ощущение тронутой временем настоящей старины.

        Великая Стена – символ и гордость Китая, совершенно удивительное творение человеческих рук. Со времен строительства и до наших дней она является непревзойденным во всем мире крепостным сооружением длиной почти в 9 тысяч километров. Необходимость её постройки возникла из-за постоянной опасности вторжения воинственных кочевых племен с севера – главным образом, из Монголии. Завоеватели много раз пробовали границу и потом стену на прочность на протяжении более шестнадцати веков, пока император ДжуДи не принудил монголов к вассальной зависимости. Одно время, после расширения границ Поднебесной, Стена имела ещё одно предназначение – она не допускала бегства обнищавших крестьян на север.

        Первые отрезки Стены появились в III веке до нашей эры, и потом она долго достраивалась и укреплялась. Строителями были крестьяне, рабы и военнопленные, во множестве и перемёршие в этих гористых местах. Стена светлой полоской вьется по верхушкам крутых гор и гребням хребтов и хорошо видна далеко со всех вершин на десятки километров; на фоне её бесконечного величия чувствуешь себя крошечной пылинкой. Для посетителей к ней есть несколько мест доступа с дорогами, самым известным из них является Бадалин примерно в 60 км к северу от Пекина. На этом участке стена подновлена, но, похоже, с использованием того же материала (крупного серого кирпича), из которого строилась. Выглядит она новее той, которой не касалась рука реставратора, но, в целом так же – то есть, прочно, солидно и монолитно. Думается, что может простоять она ещё много сотен лет. Высота стены примерно 10 метров, ширина около 6-8 метров, через равные промежутки расстояний она усилена зубчатыми башнями прямоугольной формы. С самого начала карабкаться по ней надо по весьма значительному наклону, а потом постоянно преодолевать спуски и подъёмы, что и объясняет, что уже через километр число туристов резко убывает до единичных, особенно упорных граждан. Стена широкая, и местами по ней спокойно проедет телега, но, навряд ли по ней гоняли животных – слишком она крутая, по крайней мере, на этом участке.

        Чтобы добраться до стены, врагам надо было преодолеть лесистые склоны и теснины ущелий, представьте, что на лошадях, и это было совсем неудобно. Если кочевники всё-таки прорывались далее, то их ждал ещё один неприятный сюрприз – вторая еще более высокая стена, которая сооружалась не везде, а только на самых опасных направлениях и перекрывала поперёк крутосклонные речные долины. Получалось, что завоеватели оказывались в ловушке в горной неудобной местности между двумя преградами, где кормить лошадей было нечем, и, если не было сил преодолеть вторую стену, приходилось ретироваться восвояси.

        Таким образом, всё было продумано для защиты от набегов кочевников в Срединное царство (Древний Китай), и, тем не менее, настырный враг время от времени находил возможности прорываться на тёплые и плодородные равнины южнее. Но, как показывал опыт, со временем кочевники растворялись без следа среди огромного, уже в те времена, населения Поднебесной.

        В старые времена китайцы любили возводить стены: ими огораживали монастыри, огромная городская стена существовала в Нанкине, два периметра стен окружали Пекин. Может быть, таким образом проявлялся характер этого народа: отгородиться от всяческих напастей, и жить в мире, спокойствии, гармонии – словом, долго и счастливо. Совсем по Лао-Цзы и Конфуцию:

        «Наилучшее – добившись успеха, устраниться».

        «Человек тогда лишь достигает личной гармонии, когда принимает природу и неизбежность».

        «Жизнь, наполненная до краёв, это и есть счастье».

 

Пекин-Хабаровск, апрель 2018 г.